Свадебная порча: экскурс в прошлое. Зачем тамаде на свадьбе нужна плетка?

Автор: | 17.10.2018

Свадебная порча: экскурс в прошлое. Зачем тамаде на свадьбе нужна плетка?

Наши предки не только свято чтили свадебные традиции и обряды, они ещё и соблюдали в период торжества повышенную бдительность. На страже чего они стояли, что оберегали? Конечно же, родители молодых, их родные и близкие внимательно следили, чтобы на пару не навели порчу.

Допустим, молодой человек встречался с девушкой. Всё было хорошо, и дело уже шло к свадьбе, как… Вспомним песню о «красивой и смелой», перешедшей дорогу. Ну а «брошенка», как и её мать или другие родственники, затаив обиду, начали вынашивать план мести. Они обращались к колдуну или самостоятельно проводили магический обряд наведения порчи.

Ревность и зависть к счастью новобрачных – наиболее распространённые причины свадебного негативного воздействия. К чему оно приводит? К ухудшению отношений между супругами, к разладам, нарушению потенции у мужа, к бесплодию…. Нередки были и случаи беспричинного расстройства здоровья, и рождения нежизнеспособного потомства.

Почему невесту одевают только самые близкие женщины?

Навести порчу могли в любой момент свадебного обряда.

Ещё на этапе подготовки к нему родные всячески оберегали молодых от дурного глаза и порчи. Например, наряжать невесту должны были исключительно самые близкие женщины – мать или кормилица.

Посторонним же достаточно было, например, завязать на девушке ленту с пожеланиями всяческих бед – и всё: ссоры и болезни молодой семье обеспечены!

В церкви

Для злоумышленников не было ничего святого, и они могли творить свое чёрное дело даже в храме, в период венчания.

Прикосновение к спине невесты, якобы нечаянное, причём со злыми пожеланиями, произнесёнными мысленно, сулило бедствия в семейной жизни.

Бывало, что уже по дороге с венчания новобрачные начинали на повышенных тонах выяснять отношения.

За столом

Проходить между молодыми – тоже было нежелательным и приводило к неверности и скандалам, недаром родственники находились рядом с женихом и невестой и следили, чтобы никто посторонний к ним не подходил.

С большой осторожностью супруги должны были за свадебным столом принимать пищу: на неё тоже мог быть сделан наговор.

Лучшим вариантом считалось полное воздержание от трапезы.

Подклады

В большом ходу на Руси были так называемые подклады.

Порчу наводили на свадебные подарки, приданое, венчальные кольца, какие-то заговорённые вещи, в том числе и волосы, бросали эти предметы на дорогу, по которой молодые будут идти в храм.

Учитывая такую вероятность, дорогу перед их проходом подметали.

Популярен был и подклад в виде иглы, которую втыкали в порог дома жениха, поэтому новобрачный заносил жену в свой дом на руках.

Под кроватью

В некоторых местностях был распространён и такой способ наведения порчи, как подбрасывание под кровать молодым земли с могилы младенца. Считалось, что в таком случае родившийся у супругов ребёнок вскоре покинет этот мир. Понятно, что родные следили за тем, чтобы никто из посторонних не подходил даже близко к опочивальне вступивших брак.

Наведением порчи чаще всего занимались колдуны, желающие или отомстить за неуважительное обращение, или просто из зловредности. Таких людей старались умилостивить, их приглашали на свадьбу и оказывали всяческие почести.

Защитные ритуалы

Обережные и защитные ритуалы были разнообразны. Кроме вышеназванных, существовал, например, обычай прятать под супружеским ложем кочергу, дрова или сковороду. Оберегом от магического воздействия считали и рябиновые или можжевеловые ветви, с которыми обходили кровать, а затем вставляли в стену.

Ответственным за свадебную защиту был дружка или, как сейчас говорят, тамада. Это, как правило, известный в округе человек или родственник жениха или невесты. Он читал заговоры против порчи и имел при себе плеть, которой ударял по месту, где будут сидеть молодожёны, а также по дверям дома жениха и по брачной кровати.

Однако бывало и так, что никакие меры не помогали и молодые постоянно ругались или же семью то и дело постигали беды. В таких случаях обращались опять же к колдунам, но к тем, которые могли снять порчу или рассказывали молодым, как это сделать.