Литературу хоронили долго. Шел мокрый снег. Народу собралось много и всякого. Люди толпились, мерзли и желали поскорей уйти. Ораторы сменяли друг друга. Говорили мол ушла раньше времени, не найдя своего читателя, потеряла актуальность в эпоху технологического прогресса, о том, что перестала быть нужной, не вынесла одиночества и вот – итог.
Вспомнили о заслугах, о ее вкладе в становление культуры и в развитие человечества в целом, о роли литературы в формировании личности, о Пушкине, Достоевском и Джоан Роулинг…На том и разошлись – в ближайший супермаркет. В супермаркете было тепло и ярко, а главное – интересно. Кое-кто еще погрустил немного, но вскоре, махнув рукой – забыл.
ХХI век стремительно ворвался в нашу жизнь, размахивая искусственным интеллектом и бросаясь генномодифицированными персиками. Обвинив своего предшественникав недопустимой медлительности,он тут же принялся конструировать человека нового – индивида без пола и возраста, беспартийного атеиста, верующего исключительно в гороскоп на неделю и Яндекс Новости.
Соорудив себе зиккуратик из денежных знаков, современный обыватель решительно плюнул на любые принципы и убеждения, успешно избавился от лишней рефлексии и стал подражать римскому плебсу, требуя денег и зрелищ. На остальное времени категорически не хватает –коммуникация в социальных сетях, просмотр новостной ленты аккаунта, лайки, фото, инстаграмм…
Вы спросите, при чем здесь литература? Действительно – не при чем. Интернет занимает человека куда более.
Здесь школьник может поставить академика на место, а блогер с тремя классами образования дает экспертные оценки и неважно, насколько глубоко он разбирается в теме, главное – количество подписчиков.
На обывателя обрушился такой объем информации, что он просто не в состоянии критически ее воспринять. Куда уж тут до чтения, а тем более написания серьезного романа.
Аргументы? Не, не знаю
Переизбыток информации нивелирует ценность критического мышления. На аргументы никто не обращает внимания, факты никому не нужны.Содержание в эпоху интернета волнует обывателя гораздо меньше упаковки.
Неважно, что именно кто-то сделал, или написал – важно, как отреагируют на это сеть.
Публике нужен не человек, а его образ, не смысл, а избавление от ненужной мысленной деятельности.
Где-то еще пишут книги, кто-то их даже читает, вручаются премии, принимают в Союз писателей. Но в большинстве своем это буря в стакане. Внутренний междусобойчик в среде людей принадлежащих к литературному цеху.
Проблема литературы заключается в том, что она потеряла лидирующие позиции на фабрике по производству смыслов.
Радио, телевидение, и интернет с Голливудом примерили на себя роль воспитателей социума, и публика осталась довольна
Но не стоит огорчаться. Мы же не скучаем по временам, когда ждать ответа на вопрос как дела приходилось полгода. Тогда и письма писались длинные, и романы читались толстые, и поговорить было о чем долгими зимними вечерами. Оттуда и прекрасные рассказчики среди писателей.
Спасательный круг
Пришло время развернуть сюжетную линию нашего повествования в неожиданную сторону. Информационный шум многим порядком надоел.
Навязчивые предложения, рекламный спам и глупые комментарии замучили, и люди стали искать спасения…
Процесс чтения хорошей книги глубоко интимен. Талантливый писатель сродни древнему магу, который не спеша плетет свой магический узор из фраз, образов и слов. Старая добрая бумажная книга в руках, сродни бутылке хорошо выдержанного вина. Ее не купишь за копейки в супермаркете современности.
Не стоит тянуть литературу в подворотни. Этим пусть занимается институт образования, что он и делает. Бумажные издания обязаны стоить дорого. Литература должна стать статусным признаком успешного человека, который находит время для чтения.
Дело вкуса
Хороший вкус в выборе книг – признак умного, образованного человека. Такую роскошь в наше время могут себе позволить далеко не все. Интернет – просто инструмент, который значительно расширил возможности человека.
Лучше читать мало хорошей литературы, чем много плохой.
Надо учится беречь себя от пустоты, похабщины и, дешевой безвкусицы. Именно наличие эстетической компетентности отличает по-настоящему образованного человека в западном мире.Без хорошего образования нет доступа к руководящим постам. Новая Российская «элита» только формируется и для ее определения этот признак,к сожалению не подходит.
Объективно не существует мерила, с помощью которого можно точно определить – обладает ли произведение художественной ценностью, или нет.
В истории немало примеров непризнания писателя своей эпохой с последующим возведением его на пьедестал более проницательными потомками.
Литература, как явления не исчезнет до тех пор, пока человечество будет использовать знаковую систему письма. Сознание неотделимо от языка. Именно слово упорядочивает объективную реальность и делает человека разумным.
Недаром в одной великой книге сказано – « Вначале было слово…»
Даже в эпоху страшных потрясений, в период смут и насилия, люди искали ответы на свои вопросы в книгах. Не важно, что в руках у мастера – перо, или он стучит по клавишам старенького Underwood, или ноутбука – важно достучаться к сердцу своего читателя.
Настоящего писателя отличает титаническое трудолюбие, ведь работа с текстом требует многих часов монотонной работы. Литературный слух – не всем дано слышать музыку слов. Но главное – личность творца. Читатель, открывая первую страницу книги, становится соавтором произведения.
Так, что можно не переживать, слухи о смерти литературы несколько преувеличены. Появляются новые формы и авторы, книжные магазины полны покупателей, а в интернете легко найти, практически любое произведение. Появление электронных книг позволило носить с собой целые библиотеки.
Нам еще предстоит стать свидетелями перерождения литературы. Потому что писательский гений неотделим от эпохи, в которой ему суждено творить. А мы с вами живем в исключительно интересное время.