Множество предположений существуют о происхождении Таро. Историками же зафиксировано, что первые колоды появились в средневековой Италии, и мастера, создававшие их, вдохновлялись арабскими картами и эзотерическими учениями востока.
Но то было творение людей, живших в эон Осириса, бога загробного мира. Двадцатый век стал первым веком эона Гора, бога Солнца. Отталкиваясь от этого Алистер Кроули заявил, что новое время – новые условия, поэтому карты Таро нуждались в изменениях.
Алистер Кроули
Изначально он хотел лишь перерисовать одну из старых колод, созданную Орденом Золотой Зари, и для этого заключил союз с художницейи египтологом ФридойХаррис. Но она, познакомившись с магом поближе, настояла на том, чтобы создать колоду с нуля. Долго сопротивляясь, Кроули все же согласился.
Название для колоды выбрано неслучайно. Тот – мудрый бог, лунный бог, покровитель ученых и аристократов Египта. Ведь Таро – это не инструмент базарных гадалок. В них – сплав древних религий, науки, философских систем. Это эзотерическое знание, некоторыми считающееся тайным. Есть и другая причина для такого названия: Кроули верил, что первые Таро были сделаны еще египтянами, жрецами Тота.
Помимо этого, он считал, что в колоде знаками, символами и сюжетами выражается знание Святой Каббалы (эзотерическое ответвление иудаизма). Противоречий никаких. Истина – одна, и древние египтяне и средневековые иудеи пришли к ней независимыми путями.
Создавая колоду, Кроули опирался на знания, подчерпнутые из древних текстов, из мифологий, философских доктрин, наук, истории и астрологии.
Предсказание будущего – лишь малая функция Таро Тота. Это ключ ко Вселенной.
Скрытые структуры
Основой для карт Таро Тота стала Каббала. Десять чисел – Сефир, которые представлены сороками картами младшего Аркана, и двадцать две буквы иврита, соответствующие картам старшего аркана. Схожая система была и в средневековых Таро.
Десять чисел – это Древо Жизни, этапы становления бытия. Начало всему – нуль. Бесформенная пустота – основа для существования чего-либо. Единица – точка, но ее положение нельзя описать, если нет другой точки. Так в пустоте появляется линия, как ее понимают в евклидовой геометрии. Полученное пространство – аффинное, в нем нет меры длины. Нельзя измерить линию, если нет меры. Рождается третья точка, евклидов треугольник, плоскость и двумерная декартова система координат. Но для определения положения плоскости нужна четвертая точка – так рождается материя и трехмерная координатная система.
Объемная, заполняющая пространство субстанция – материя, и она – всего лишь неизменное нечто. Тогда выдвигается новый постулат – движение и, следовательно, время, ибо время – мера изменения.
Число шесть – это самосознающий субъект, способный к опыту. Семь – бытие, сама идея бытия. Восемь – это способность мыслить. И девять – идея блаженства.
Само древо разделено на четыре стихийных уровня.
Огонь – нуль, начало начал, мир архетипов. Его противоположность – вода, это единица и двойка, мир Творения, в котором осуществляется воля огненного отца. Позитивная и подвижная стихия – воздух, занявшая числа с тройки по девятку, мир формирования. И десятка – это земля, основание древа, материальный мир. Но все четыре стихии замкнуты в круг, переходят друг в друга. Им соответствуют четыре масти младших аркан:
- Огненные жезлы,
- Водные чаши,
- Воздушные мечи,
- Земные диски (денарии, пентакли – в других колодах Таро).
При этом каждая из карт двора также представляет свою стихию:
- Огонь – это отец, рыцарь, король,
- Вода – это мать, королева,
- Воздух – это принц, паж, сын,
- Земля – принцесса, дочь.
Говоря, например, о принце жезлов, подразумевают воздушную часть огня. Эта карта характеризует определенный характер, человека со всей его сложностью и противоречивостью. Вместе шестнадцать карт двора формируют соционическую карту типов личностей.
Остальные карты младшего аркана – тузы (единицы) и цифры от двух до десятки – это этапы метаморфоз стихий, их путь по астрологическому небосводу от проявления до очищения и гибели.
С картами старшего аркана всё одновременно сложнее и проще. Их трудно объединить в систему, общее дня них одно – они буквы еврейского алфавита. Но в иврите каждой букве соответствует цифра.
К примеру, слово Иегова – это сумма десятки, пятерки, шестерки и снова пятерки, то есть двадцать шесть или произведение двух на тринадцать.
Тринадцать же – сумма букв, из которых составлено слово единство.
Поэтому Иегова – это Единство, проявленное в Двойственности.
Наука об этих соответствиях получила название гематрия.
Расшифровка карт
Тандем великого мага и художницы породил уникальную колоду, сложную, наполненную символикой из различных пластов человеческой культуры. Поэтому трактовать любую из карт колоды – сложное и тонкое искусство.
Например, первая карта старшего аркана – Дурак («Сумасшедший» в первых колодах).
Нуль (неведомая пустота, что над Древом Жизни) и буква Алеф, материнская буква, одна из трех, в которой синтез стихий, синтез отца, матери и ребенка. Одержимый и святой. На ней изображен Зеленый Человек, персонификация возрождающих сил, сил, которым отдавали почести в греческих Вакханалиях. Это первобытный, животный импульс, который возрождает жизнь. Обувь Дурака из золота – это энергия солнца (христианская дева, облеченная в золото, то есть солнце – древняя традиция, уходящая в глубину веков). В руках у него жезл и сосновая шишка, на плече – гроздья винограда (экстаз вина, экстаз, в который погружались вакханки). У ног Дурака – тигр, река, крокодил и лотос. Эти и другие символы, изображенные на карте – они все об одном. Плут — непостоянный, непредсказуемый, погружающий в экстаз безумств.
Или одна из карт двора (фигурных карт) – Рыцарь Жезлов.
На ней изображен воин, на нем латы и огненный плащ, в его руке – факел. Он скачет на черном коне сквозь пламя пожаров. И шлем его украшает плюмаж из конского волоса.Это огненная часть огня. Благородство, гордость, щедрость, стремительность. Но в окружении неверных стихий рыцарь вырождается, становится жестоким и грубым, неподготовленным к жизни.
Сам Кроули писал, что каждая карта – это живое существо, индивидуальность, и между ними существуют свои отношения.
Чтобы понять их, нужно наблюдать за ними. Лишь опытным путем возможна полная расшифровка карт. Иначе – это всего лишь их описание. Ситуация та же, что и с наукой. Человек научился описывать природу уравнениями, но понимать ее способны только мудрецы.
Гадание на картах Таро
Чтобы овладеть искусством предсказания, необходимо познать человека и саму природу. Без этого – всё это лишь догадки.
Первым шагом в сеансе с Таро становится выбор сигнификатора, одной из шестнадцати карт двора, наиболее соответствующей личности человека, для которого делается предсказание – Кверенту.
После выполняется сложный ритуал, в ходе которого предсказатель делает предположения и составляет рассказ. Он должен понять проблему Кверента и дать рекомендации.
Таким образом, это в большей мере сеанс психоанализа, в ходе которого предсказатель раскрывается личность Кверента и указывает ему жизненный путь.
Подробное описание ритуала Алистер Кроули приводит в работе – «Книга Тота». Но это не более, чем рекомендации и один из возможных путей предсказания. Каждый, кто решил освоить это искусство, проходит собственный путь, по-своему понимает карты и по-своему общается с ними.