Теоретически, учиться рисовать не поздно в любом возрасте. И, не принижая значение страстного желания овладеть этим искусством, сразу стоит отметить, что одного его недостаточно. Обучающая информация, материалы и море практики — понадобится и это.
Плюс, некоторый набор рекомендаций и советов, с которыми возможно легче ориентироваться во всем происходящем и быстрее добиваться желаемых результатов.
Что важно учесть вначале
Речь о том, как научиться рисовать, стоит начать с того, что, к сожалению, овладеть этим искусством быстро с нуля и до уровня даже не Леонардо Да Винчи, но и, скажем, профессионалов компании Marvel comics — невозможно.
Но также стоит подчеркнуть, что вполне реально за краткий срок (от 3 до 18 месяцев) развить свои навыки и таланты достаточно, чтобы, во-первых, получать от их воплощения искреннее, незамутненное изобильной критикой удовольствие, а во-вторых, даже иметь возможность превратить хобби в профессиональную деятельность.
Но львиная доля проблем начинающих упирается, зачастую, именно в то, как начать.
И разбить все здесь, стоит, прежде всего, на следующие аспекты:
- Время. Пользу приносят только регулярные занятия, так что в неделю планируют от 6 (и до бесконечности) учебных часов, в которые ничто и никто не отвлекает рисующего.
- Затраты. Качественные материалы, результат которых заметен, в любом случае дороги, неважно, что это — краски, пастельные карандаши и бумага или же планшет и специальный софт. Разумно сразу изучить рынок и определиться, что доступно.
- Стиль. Опытные художники лавируют между ними, но начинающим лучше выбрать что-то одно — японская манга, что-то из иллюстраций советских детских книг или направление, востребованное в женских гламурных журналах (либо что-то еще).
- Перспективы. Определение конечной цели или хотя бы желаемого результата (уровня рисования) через определенное время (например, через год), позволит распланировать учебный процесс и контролировать достигаемые результаты.
Также стоит заметить о времени, что помимо крупных уроков, творчеством стоит заполнять максимум времени дня для прихода к скорейшим результатам, так как практика — золотая основа этой науки.
Поскольку речь идет о самостоятельном изучении рисования, то важно отметить в этом роль помощников. Ими могут быть родные, друзья или незнакомцы (с которыми, впрочем, может получится подружиться) из сообществ рисующих в Интернете. Мнение последних даже чуть предпочтительнее, поскольку они:
- не хвалят из вежливости;
- будучи многочисленными и с разными навыками рисования, могут указывать на разноплановые недочеты и давать практические советы.
Плюс, так можно сохранить анонимность, не опасаться быть непонятым или показаться слишком навязчивым в своей жажде набраться знаний и отзывов.
И здесь важно затронуть роль критики.
Оценка рисунков бывает различной. В конце-концов, где-то в мире картины кляксами стоят миллионы долларов.
Но даже если это просто кошка, получившаяся похожей на тыкву, не стоять в ярости выбрасывать карандаши. Свои неудачи нужно прежде всего воспринимать как бесценный опыт, возможность открыть сильные стороны в творчестве и улучшить/научиться обходить слабые.
Чтобы ясно увидеть недочеты, опытные художники рекомендуют рассматривать картинки в зеркало (можно еще сфотографировать и перевернуть изображение).
Вообще полезно сохранять примеры своих уровней рисования для мотивации себя степенью прогресса (даже многие признанные художники в Сети демонстрируют подборки картинок по годам «было-стало»).
Как и что рисовать
Невозможно хорошо нарисовать лошадь (даже в стиле мультфильма Disney) не зная ее анатомии и не имея представления о ее живом движении.
Другими словами, настоящий художник должен уметь проникать в суть изображаемого, если не хочет уметь лишь срисовывать, копировать (хотя и это, конечно, тоже требует мастерства).
И фактически, чтобы научиться хорошо рисовать, желательно настроиться на изучение следующего (вероятно, не всего сразу, но без чего-то не обойтись):
- теории цвета;
- передачи света и тени;
- перспективы (нужной от изображения замка до вазы);
- анатомии (человека, зверей и т. д.);
- основ композиции.
Также стоит отметить, что имея возможность, не стоит пренебрегать рисованием чего-либо не только по воображению либо готовому изображению, но и с натуры.
Это может быть человек, ветка дерева, рассвет над рекой, пакет молока. Что угодно.
Ценно также умение взглянуть на что-то и зарисовать тут же по памяти.
На первых порах естественно пребывать в поиске своего стиля, что предполагает копирование приемов других художников. Главное — даже если хочется рисовать похоже, всегда привносить в рисунки собственную индивидуальность.
Можно делать «солянку». Допустим, один художник прекрасно рисует фигуры людей, а другой — мастерски изображает костюмы эпохи Возрождения. Разумно учиться у обоих.
Даже при желании освоить что-то одно, скажем, жирафа, не рекомендуется неделями упражняться только в этом. Если только все планы не ограничиваются жирафами.
Стоит рисовать еще, скажем, ящериц, яблоки, кубы и облака. Разнообразие позволяет освежить взгляд на проделанную работу и освоить новые приемы.
Также рекомендуется не бояться пробовать новые материалы — если не идет дело с гуашью, возможно, все получится с углем.
При неудачах не стоит злоупотреблять ластикам или рисовать поверх готового, исправляя — ценнее повторить удачные шаги и набело аккуратно проработать проблемные.
И наконец, важно отметить, что для обучения рисованию важны удобство, комфорт.
Даже если очень уютно свернуться в кресле клубочком, большую часть уроков творчества следует проводить для себя за столом, стараясь держать осанку и материалы в руках рекомендуемым образом (точно можно узнать в учебных пособиях).
Дело в том, что так не будут перенапрягаться задействованные в творчестве мышцы, а также удастся пребывать в условиях, позволяющих достигать результата, как обещают уроки.