Что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Все о нормальном физическом и эмоциональном развитии ребенка в 5 месяцев.


Пт, 10 июл 2015 Автор: София Солнцева
Молодцы, садитесь, «5»! Впрочем, нет, еще пока не садитесь. Вашему малышу исполнилось уже 5 месяцев, но это умение только формируется. Насильно его усаживать не надо, а вот помочь развитию следует всенепременно.

Давайте вместе посмотрим, что же еще умеет или не умеет Ваше крохотное Чудо, какие возрастные параметры существуют для него.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Удивительно: минуло всего каких-то три десятка дней, а грудничок так разительно отличается от себя же четырехмесячного! Он познал прелести пребывания в вертикальном положении и частенько просится, чтобы его подняли, потому что его невероятно притягивает огромный мир вокруг. Заслышав чей-то голос или непонятный шум, карапуз мгновенно на него разворачивается.

Крошка уверенно опирается на руки в положении лежа на животе, поднимает и твердо держит головку. Движения почти совсем точные, когда он хочет взять погремушку. Он уже осваивает новый вид движения: учится держать крупные предметы — кружку-непроливайку или мягкую игрушку.

Если поддерживать под мышки, то уже вполне твердо стоит на своих ножках. На ровной поверхности кроватки грудничок довольно легко переворачивается и поворачивается вокруг себя, поэтому во сне располагается самым причудливым образом, вплоть до того, что на подушке вы можете увидеть розовые пяточки вместо сопящего носика.

Развитие ребенка в 5 месяцев еще базируется на врожденных рефлексах, но теперь они играют все меньшую роль. Если раньше карапуз улыбался всем лицам без разбору, то сейчас он уже мамину улыбку ни с чьей не перепутает. Он научился различать тембр и интонацию голоса. Стоит с малышом заговорить недовольным, суровым тоном, как он скуксится и начнет хныкать, а то и вовсе расплачется. В ответ же на ласковый, веселый тон кроха будет вовсю улыбаться, глядя на Вас радостно распахнутыми глазами с безмерным обожанием.

А Вы отметили, с каким пристальным интересом он наблюдает за тем, как и что едят взрослые? И даже пытается дотянуться до их пищи? Это свидетельствует о том, что Вам с детским педиатром пора уже продумывать механизм введения первого прикорма и его меню. Ведь грядущий возраст 6 месяцев, по рекомендациям ВОЗ, является оптимальным для введения нового вида питания для грудничка.

Ребенок уже способен воспринимать мир более целостным и узнавать уже виденные ранее предметы. Так, даже если Вы частично спрячете бутылочку с водичкой под полотенце, то он все равно узнает привычный источник питья и потянется к ней, когда почувствует жажду.

Активность маленького исследователя в познании материального мира не знает границ: он тянется ручками буквально ко всем доступным предметам. Ему очень хочется все потрогать, подержать в ладошках, попробовать на вкус. Это происходит уже не на уровне инстинктов, а именно осознанно, самостоятельно.

Внимание: ни в коем случае нельзя наказывать малыша за любознательность, шлепая его по ладошкам, так как это будет угнетать нормальное развитие психических процессов.

Вспомните японскую систему воспитания, где детям можно все и им никто не говорит «Нет!». Но почитайте больше и Вы поймете, что речь идет не о вседозволенности, а об осторожности. Четко зная, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, родители просто убирают из поля зрения маленького японца все, чреватое опасностью. А то, что осталось — пожалуйста, трогай себе на здоровье. Что мешает и нам перенять этот мудрый опыт?

Малыш развивается очень быстро и важно не сделать ошибку, не начать сравнивать его с другими сверстниками: у одной подруги сынишка вовсю чмокает сухариком, у другой — почти сам садится. И вот уже начинаются бессмысленные переживания и волнения.

Дайте возможность сынишке, дочке развиваться так, как им комфортно. А чтобы чувствовать себя спокойнее, сравните умения ребенка с теми показателями, которые предлагаются известными педиатрами мира. Возраст 5 месяцев — пограничный для формирования некоторых навыков. Поэтому следует обеспокоиться и обязательно обратиться к детскому врачу, если крошка на данном этапе:

1. с большим трудом может перевернуться с живота на спину без помощи (или не может вообще);

2. при подъеме за ладошки из положения лежа на спине все еще запрокидывает головку и держит ее неуверенно;

3. не делает попытки опереться на пальчики ножек, когда его держат вертикально;

4. неуверенно тянет ручку к заинтересовавшей игрушке, часто промахивается, пытаясь ее взять;

5. не может успокоиться и продолжает плакать, даже если заиграет спокойная музыка или запоет мама;

6. не воспроизводит четкие слоги типа «ба-ба», «га-га»;

7. не ищет взглядом называемые знакомые предметы или людей, например, в ответ на вопрос «Где бабушка?» не пытается ее отыскать глазками;

6. не различает доброжелательный и недовольный тон (или мимику), не перестает плакать, когда с ним начинают общаться.

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

К этому времени вес грудничок удвоил свой вес, который имел при рождении.

Средние параметры (возрастные показатели, разработанные ВОЗ), которым должен в идеале соответствовать кроха:

- масса девочек соответствует диапазону от 6,1 до 7,8 кг, а мальчиков — от 6,7 до 8,4 кг;

- рост малышек колеблется от 61,8 до 66,2 см, а малышей — от 63,8 до 68,0 см;

- окружность головы маленьких красавиц — 40,2-42,7 см, а красавцев — 41,4-43,8 см.

У детей постепенно увеличивается глубина дыхания, потому что идет развитие легких. И в 5 месяцев средняя частота дыхание составляет 35-40 вдохов-выдохов в минуту. Органы пищеварения все еще незрелые, поэтому прикорм вводить еще рановато, лишь в виде исключения.

Не забывайте, что такие показатели описывают «идеального» карапуза, но на деле и физическое, и психомоторное развитие ребенка в 5 месяцев протекает неравномерно и может отличаться от вышеперечисленных нормативов. Поэтому, волнуясь из-за каких-либо незначительных расхождений, надо консультироваться с педиатром, наблюдающим за развитием Вашего сына или дочки.

Зарядка с ребенком 5 месяцев

Физические упражнения с грудничком должны представлять собой полчаса удовольствия, вызывая у него ассоциации с игрой. Сопровождайте все действия счетом, что помогает воспитать чувство ритма. Также можно включать и приятную, веселую музыку. Вы заметите, если она придется по душе карапузу, то он довольно быстро начнет двигаться ей в такт.

Плавание, массаж, движения направлены в этом возрасте на укрепление центральной нервной системы, развитию суставов, мышц.

В арсенал уже накопленных упражнений можно добавить новые, направленные на развитие формирующихся умений.

1. Для укрепления мышц пресса, развития вестибулярного аппарата, малыша можно животиком положить на свои раскрытые ладони так, чтобы большие пальцы расположились у него на нижних ребрах сбоку. Ножки пяточками должны упираться в грудь держащего. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, имитируя полет самолета. Можно даже с улыбкой погудеть, изображая гул мотора. Наблюдайте за тем, как туловище крохи немного прогибается в пояснице.

2. Для развития брюшного пресса, укреплению мышц спины и передней поверхности шеи рекомендовано упражнение на своеобразное приседание. Положите карапуза на спинку. Вложите в ладошки большие пальцы своих рук, он должен рефлекторно сдать кулачки. Оставшимися пальцами обхватите запястья крошки. Разведите ручки в стороны и потяните на себя, пока он не сядет. Поднимите ручки, соедините их вверху, захватите и задержите в таком положении одной рукой. Одновременно двумя пальцами другой проведите сзади по позвоночнику снизу-вверх. Ребенок, следуя рефлексу, выпрямит спинку. После этого, поддерживая головку одной рукой, опустите его назад на поверхность. Выполняется не более 1 раза в день.

3. По-прежнему давайте малышу бултыхаться в теплой воде, чтобы он активно двигал ручками и ножками. Обязательно поддерживайте его при этом под спинку или животик, и непременно с ним разговаривайте.

4. Не забывайте и о фитболе. На этом большом мяче покачивайте его осторожно, чтобы не испугать, в положении лежа на спине и на животе. Контролируйте температуру поверхности, чтобы крохе было комфортно. И обязательно... Вы же помните, правда? Обязательно спокойным, ровным тоном рассказывайте о том, что вы вместе делаете.

5. Вы обратили внимание, что иногда грудничок, лежа на животике, как будто подтягивается на ручках? Это он осваивает промежуточный навык — подползание. Помогите ему в этом: положите (поставьте) перед ним привлекательную игрушку на расстоянии чуточку большем, чем длина его вытянутой ручки. Можно ставить поочередно и немного в стороне от крохи. Хороша для этих целей звенящая неваляшка — яркий цвет и мелодичный перелив звука приковывают все внимание малыша и он начнет подтягиваться к ней на ручках (подползать). Если в это время подложите тугой валик под пяточки, станет упираться ими и отталкиваться. Так он постепенно перейдет и к ползанию.

Чтобы совершенствовать и дальше развивать то, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, требуется проводить с ним много времени в период бодрствования. Вы в таких бесконечных, но милых сердцу заботах, не заметите даже, как он будет стоять на пороге шести месяцев — возраста больших сюрпризов.



Так же узнайте...