История аборта. Отношение к абортам в разные времена в разных странах.

Автор: | 06.01.2016

История аборта. Отношение к абортам в разные времена в разных странах.

В определенных ситуациях врачи бывают вынуждены прервать развитие зародившегося в утробе матери ребенка. Такое насильственное преждевременное прерывание беременности называется абортом (от лат. abortus – выкидыш).

Строго говоря, и естественный (самопроизвольный) выкидыш ввиду различных физиологический причин также обозначают терминов «аборт». Обычно же под абортом понимают намеренное прекращение беременности, и это ставит перед обществом ряд проблем медицинского, юридического, социального, религиозно-этического характера.

На протяжении истории человечества отношение общества к аборту менялось и складывалось под влиянием развития научных знаний, исходя из позиций профессионального врачебного сообщества, законодательства, гражданских инициатив (с одной стороны, феминистских движений, с другой – движений в сторону сохранения жизни плода) и, конечно, религиозных воззрений.

Гиппократ, «отец медицины», говорил, что врачебное дело никак несовместимо с абортом. Аристотель допускал аборт для контроля рождаемости. В императорском Древнем Риме аборт беспрепятственно применялся и не являлся позором. После зарождения христианства прерывание беременности стали отождествлять с убийством человека. Очень жесткие наказания были в Средние века. В сводах германских законов «Каролина» (XVI в.) в случае аборта наказанием была смертная казнь. В России в 1649г. за аборт, была также введена казнь, но столетие спустя отменена.

В 1827г. выдающийся российский ученый, естествоиспытатель, основатель эмбриологии К. Бэр (1792 – 1876) основал природу зачатия как слияния мужской и женской половых клеток. В XIX веке появилось понятие о таком случае беременности, когда аборт является медицинской необходимостью (в случае угрозы жизни, здоровью женщины).

Нарастающая социальная потребность в регулировании рождаемости все больше проявлялась в увеличении числа криминальных абортов, что в последствии влекло за собой критические взгляды многих врачей на карательное законодательство об аборте. В решениях XII Пироговского съезда русский врачей (1913г.) была отмечена важность отмены уголовного наказания за прерывание беременности, одновременно осуждена коммерциализация такой врачебной практики.

Но только в 1920г. Законодательством РСФСР, впервые в мире, были легализованы аборты по желанию женщины (врачи имели законное право искусственно прерывать беременность сроком до двенадцати недель). В 1936 – 1955гг. аборты по желанию женщины в СССР были запрещены. Повторная легализация аборта по желанию женщины (1955г.) опять стала выбором меньшего зла в виду все увеличивавшегося числа криминальных абортов в СССР.

По прошествии двух десятилетий аналогичный закон был принят во многих западных странах: в 1967г. в Великобритании, в 1973г. в США, в 1975г. во Франции и т.д. Важную роль в принятии подобных законов в частности, в США, сыграли феминистки, появившиеся на рубеже 70-х гг. XX в. Борьба за права женщин во многом сводилась в борьбе за их «право на аборт».

В плане морали проблема аборта представляет собой «палку о двух концах» – имеются убедительные аргументы «за» и «против». Наиболее полно аргументация за право женщины на аборт представлена в документах МФПС.

Ведь эта проблема – часть вопроса о репродуктивных правах человека, репродуктивном выборе, и репродуктивном здоровье. Важный аспект здоровья в целом, отображает репродуктивное здоровье (как полноты физического, психического и социального благополучия) и предполагает:

1) способность производить потомство;
2) свободное принятие решения в этой сфере;
3) безопасную половую жизнь и удовлетворение.

Безусловным социальным злом являются небезопасные аборты: ежегодно в мире от них гибнет 70 000 женщин.

Репродуктивный выбор – это понятие моральной самостоятельности личности, которая может решать проблемы своей сексуальности. Важнейшие из репродуктивных прав – право человека на свободное, решение, касающееся количества детей и времени их рождения. Это право нашло отражение и в Декларации прав человека, и в Конвенции по правам ребенка.