Умственное развитие – пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет. Что нужно знать родителям о пальчиковой гимнастике для детей 4-5 лет?

Автор: | 10.10.2017

Умственное развитие – пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет. Что нужно знать родителям о пальчиковой гимнастике для детей 4-5 лет?

Каждый родитель хочет дать своему малышу самое лучшее и старается заниматься его развитием как можно раньше. Пятилетние дети не еще не могут усидеть на месте, но с этого возраста уже надо начинать учиться, поэтому занятия нужно преподносить в игровой и шуточной форме.

В чем важность пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет?

Ученые, изучающие психику детей и деятельность их мозга, отмечают тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Правильная работа органов речи и мелкой моторики рук способствует выработке хорошего произношения, снижает психическую нагрузку и помогает освободиться от монотонности речи.

Современный темп жизни привел к тому, что родители стали мало играть и меньше уделять внимания раннему развитию детей, что способствует снижению уровня речевого развития.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет и игры – прекрасный способ развить речь и мелкую моторику одновременно. Преимущества разучивания стихотворений таким методом заключаются:

•    в стимуляции пространственного мышления и воображения;

•    в воспитании быстроты реакции и эмоциональной выразительности;

•    в улучшении памяти;

•    в развитии внимания.

Помимо этого совместные игры сближают родителей и детей. Усаживаясь на колени матери, чувствуя ее объятия и ласку, ребенок получает все необходимые для интеллектуального и эмоционального развития впечатления.

Важно! Любая пальчиковая игра сопровождается стихотворениями. Рифма легко запоминается детьми, а спокойный ритм благотворно действует на малыша.

Для каждого возраста игра имеет свои особенности. Дети 4-5 лет обращают внимание на речь и выражение лица взрослого, поэтому стихи взрослый должен выучить.

Идеальный возраст для начала занятий

Активный интерес к окружающему миру ребенок начинает проявлять в возрасте 4-х месяцев.

Он разглядывает все вокруг, трогает игрушки, тянет незнакомые предметы в рот и пробует их на вкус.

Тактильная связь с миром имеет большое значение в этот период.

Такие занятия помогут быстрее заговорить и правильно поставить речь. Одной из самых старых игр является «Сорока-ворона», которую мы помним еще со своего детства.

Так ли нуждается в таком развитии ребенок?

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет хорошо развивает творческие способности. В этом возрасте ребенок впитывает любую информацию как губка. Можно приучить дитя делать что-то, например, утреннюю зарядку, используя веселый стишок.

Утром встали пальчики (все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять (по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать (совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять (повторяем каждое движение заново).

После такой разминки ребенок сам захочет сделать зарядку.

Дети не могут самостоятельно поддерживать психологическое равновесие им сложно выражать свои эмоции. Ребенок затрудняется объяснить, что он чувствует, как относится к определенным вещам и чего, вообще, хочет. Не сумев донести до взрослого, то, что нужно, малыш начинает истерить, родители нервничают, сон ребенка нарушается, вследствие чего он становится чересчур возбудимым. Благодаря пальчиковой гимнастике становится проще изъясняться со взрослыми и контролировать эмоции.

Выбор места и времени для занятий

В сравнении с другими методами развития пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет имеет ряд преимуществ:

•    развитие сразу нескольких навыков;

•    игра всегда с собой;

•    большое разнообразие игр;

•    глубокое творческое развитие.

Для занятий не нужно выбирать время и место, их устроить можно где угодно и когда угодно.

Важно! Современные гаджеты, планшеты и прочие устройства лишь подавляют способность детей к воображению, а не развивают его.

Любую сказку или историю можно представить в пальчиковой игре. Ребенку нужно давать возможность самостоятельно придумать, как представить героев или помочь ему в этом деле. «Птичка» — сложите ладонь в клювик, «пчелка» — летающий по кругу указательный палец, «козочка» — оттопыренные мизинец и указательный пальцы.

Когда ребенку станет легко выполнять действия одной рукой, нужно, чтобы он научился их делать другой рукой, затем обеими.

Этапы проведения игр:

•    взрослый представляет игру ребенку;

•    вовлекаются ручки ребенка в игру;

•    взрослый с малышом выполняют движения одновременно;

•    ребенок играет самостоятельно под текст, который произносит взрослый;

•    малыш полностью сам осуществляет все движения и проговаривает стихотворение, а родитель только помогает при необходимости.

Регулярные упражнения помогают развить артикуляцию, активировать мыслительные процессы и разнообразить досуг малыша. Работа коры головного мозга улучшается, что является важной составляющей подготовительного процесса к школе.

Такой метод занятий получил огромную популярность в Японии, где такой гимнастикой занимаются с двух месячного возраста. Специалисты рекомендуют проводить занятия регулярно каждый день и не менее 5 минут. Постепенно нужно наращивать скорость занятий и прибавлять количество упражнений.

Комплекс увлекательных занятий для пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет

1.    «Листопад»

Раз, два, три, четыре, пять – сгибаем, начиная с большого пальчики

Станем листья собирать – кулачки сжимаем и расслабляем

Листики рябины – загибаем пальчики, сначала большой, затем все остальные

Листики калины

Листики липы

Листики ясеня

Листья клена все соберем

Маме родной букет принесем – пальчики «идут» по столу.

2.    «Зимние веселья»

Делаем из снега ком, – сжимаем и разжимаем кисти рук

Делаем из комочков дом – соединяем пальчики кончиками, ладони слегка нужно развести в стороны

Будут зверята в доме жить, – хлопают в ладоши

Развлекаться и дружить,

Домик будем сторожить – руки скрепляются в «замок»

Стишки для отдыха между занятиями

За темным бором далеко – пожимание ладошками, как в приветствии

Дают коровы молоко – ладошками «доим» корову

Пархают бабочки кругом – разжали и расслабили ладошки, встряхнув кистями

И тигр дружит со слоном – обнимаем кулак ладонью

Бегут волчата по углу – пальчиками по столу

Повыть хотят все на луну – совершаем круговые движения указательным пальчиком.

Советы специалистов

Для дошколят пальчиковая гимнастика играет важную роль. Во время занятий развивается мелкая моторика, рука хорошо подготавливается к письму. Ручку держат три пальчика, рука ребенка сильно устает от такой нагрузки, а в играх каждый пальчик задействован, эффект развития тонкой моторики увеличивается, речь правильно начинает формироваться.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет подразумевает чередование движений, расслабление, сжатие и растяжение. Перед любым занятием ребенка важно настроить эмоционально, рассмотреть иллюстрации к упражнениям, обсудить содержание, при необходимости отработать требуемые жесты.

Основные рекомендации:

1.    Не стоит проводить игру холодными руками, нужно согреть их в теплой воде или растереть ладони.

2.    О новых персонажах, нужно рассказать малышу до начала игры.

3.    Важно использовать максимально выразительную мимику.

4.    Делайте небольшие паузы, отвлекайтесь.

5.    Постепенно заменяйте игры на новые и усложняйте их.

6.    Проводите время весело и поощряйте малыша зав успехи.

7.    Нужно стараться, чтобы в игре участвовали все пальчики, особенно мизинчик и безымянный.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет является своеобразной базой, гарантией успеха во всех начинаниях. Ребенок будет уверенно держать ручку и красивее писать, подготовится память, в том числе и зрительная. Все занятия простые, сложностей не возникает, педагогической подготовки не требуется. Каждая мама самостоятельно в силе позаниматься со своим малышом на прогулке, перед сном или в другое свободное время. Стоит уделить несколько минут, и ребенок сделает еще один шаг на пути к успешной учебе.

Особый интерес у детей вызывает музыкальная пальчиковая гимнастика для детей 4-5. Стихи под мелодию запоминаются лучше и сохраняются в памяти надолго.

Важно упражнения выполнять регулярно, чтобы достичь положительного результата.

Не нужно допускать переутомления малыша во время занятий, если пропадет интерес, он станет рассеянным и вялым, поэтому следите за временными рамками. Для пятилетнего ребенка 10 минут будет вполне достаточно. Важно понимать, что ранний возраст – это самый ответственный период, именно сейчас формируются фундаментальные способности человека.