Ребенок идет в первый класс: как подготовить родителей к школе


Вс, 13 апр 2014

О том, как подготовить ребенка к школе, написано не мало. А вот о родителях как-то забывается – а ведь на их долю выпали не только волнения за ребенка. От правильного поведения мамы и папы во многом зависит и комфорт ребенка, и даже его успеваемость. С одной стороны, родителям должно быть легче подготовиться к школе, ведь, как-никак, 10 классов – этап, давно пройденный. С другой – повышенная ответственность и страх за своего малыша нередко мешают поступать мудро и правильно.

Выбор школы. Для своего ребенка каждый из нас искренне желает только самого лучшего. Но ошибки мы совершаем уже при выборе школы. Огромными усилиями удалось пробить заветную французскую школу в получасе езды от дома? Что ж – хорошее учебное заведение с солидными педагогами и добрыми традициями – залог будущих успехов первоклассника. Однако родителям очень важно четко понимать – не является ли стремление выбрать конкретную школу собственными нереализованными амбициями? Родителям будущего школьника важно научиться отделять собственные желания от насущных потребностей  своего ребенка – возможно, он предпочитает сильные спортивные секции, упор на рисование или музыку, а вовсе не на французский язык. При выборе достойного учебного заведения сопоставляйте возможности школы со способностями и потребностями именно вашего ребенка – ведь учиться там будет он, а не вы.

Волшебное превращение. Тяжело дается родителям и «перерождение» ребенка – еще вчера это  был веселый малыш, думающий лишь об игрушках и мороженом, и вот, за один день, он превращается в школьника, нагруженного ответственностью и волнениями, а иногда и страхами. Родители часто ударяются в крайности – одни начинают жалеть своего ребенка, другие – корить за неспособность мгновенно  перейти из одного состояния в другое. Но такое превращение творится не по взмаху волшебной палочки - вашему ребенку нужно время и поддержка в семье. Жалость родителей может напугать первоклассника, заставить его относиться к школе, как к тяжелой обязанности. Родительское порицание помешает войти в школьный ритм плавно и естественно. Мамам и папам придется поработать над собственными страхами – если присутствует жалость или волнение, подумайте, что помимо плохих отметок или замечаний малыш приобретает новых друзей, учится самостоятельности. А вот тем, кто излишне строг к ребенку, нельзя забывать, что 7 лет – это тот возраст, когда прогулки и игры интересуют его намного больше, чем прописи и буквари.

Чрезмерная нагрузка. Одновременно с началом занятий перед родителями откроется множество искушений – дополнительные уроки, спортивные секции, музыкальная школа. О том, куда ходит их ребенок и какие делает успехи (на ниве рисования или игры на скрипке), увлеченно будут рассказывать другие родители на собраниях. И практически каждому может показаться, что он упускает драгоценное время. Поэтому еще до начала первых уроков научитесь контролировать себя, не давая собственным мечтам навредить маленькому человечку. Дело в том, что резкий переход от детсадовца к школьнику непрост для любого ребенка. Первый класс – худший период для начала дополнительных кружков и секций. Практически весь учебный год ребенок будет сильно уставать, возможен и небольшой, но постоянный стресс. Поэтому выбор кружков и студий лучше отложить, как минимум на год, а еще лучше – до той поры, когда ребенок сам проявит интерес к тем или иным дополнительным занятиям.

Обманутые ожидания. Первый класс – это то время, когда дружные раньше мамы и дети начинают конфликтовать. Женщина теряет последние нервы, нависая над ребенком и требуя идеального выполнения домашнего задания, а ребенок не понимает, почему ранее добрая и всепрощающая мама вдруг становится такой нетерпимой. Возможно, каждая родительница тайно или явно и мечтает о круглом отличнике, обвешанном медалями и грамотами за успеваемость. Но если головокружительные успехи не торопятся проявиться, не позволяйте своей неудовлетворенной гордыне стать камнем преткновения между собой и ребенком.  

Уважение. Не все мы ходили в любимчиках у учителей, и не каждый встретившийся нам педагог был образцом терпимости и профессионализма. Именно из школы мы вынесли обидные прозвища и не самое уважительное отношение к педагогам. Но каким бы ни было ваше собственное отношение, не позволяйте себе даже легкой насмешки над учителями в присутствии детей. Ведь простым словечком «училка» вы не мстите своей давней обидчице, оставшийся в далеком прошлом. Дискредитируя педагогов, с которым вашему ребенку предстоит  общаться ближайшие десять лет, вы усложняете адаптацию первоклассника и разрушаете естественную связку «ученик-учитель». Ваш школьник уже достаточно самостоятелен и может по достоинству оценить своих первых учителей – кто-то станет для него настоящим наставником, а кто-то разочарует. Но свой выбор он будет делать сам.  

Критика. Большинство родителей тяжело воспринимают критику собственного ребенка.  Но о промахах и неудачах придется слышать достаточно часто, и не всегда в мягкой, корректной форме. Научитесь быть объективными, отделять важные сигналы об имеющихся проблемах от придирок и несправедливого отношения. В школе вы можете столкнуться и с тем, и с другим – ведь учителю не чуждо ничто человеческое. Если в первом случае необходимо сотрудничество с педагогом и поиск путей решения возникшей трудности, то во втором важно поддерживать ребенка, в корректной форме пресекая несправедливость со стороны учителя. Но в обоих случаях нужно не забывать, что диалог с учителем всегда должен проходить за закрытой дверью.

Текст: Вера Гюлер



Так же узнайте...