Учим ребенка читать: интересные советы для родителей

Автор: | 03.03.2014

Учим ребенка читать: интересные советы для родителей

Как привить ребенку навыки чтения – один из важнейших вопросов, который беспокоит родителей не только дошкольников, но и детей от 3 лет. Кто-то предпочитает отложить первые уроки на более поздний возраст, в то время как другие начинают развивать малыша с пеленок, рано знакомя его с различными играми и пособиями, помогающими научиться азам чтения. В отличие от нашего детства, сегодня количество самых разных методик так велико, что выбрать лучшее совсем не просто. Родители покупают всевозможные пособия, говорящие азбуки, современные буквари и карточки, однако ожидаемый результат – умение читать, почему-то заставляет себя ждать. Что же не так в новых методиках, как выбрать лучший учебник для своего ребенка и когда стоит приступать к обучению?

Возраст

От 3 до 5 лет

Те родители, кто предпочли пойти по пути раннего развития, уже заметили – малыши учатся довольно охотно, легко воспринимают новую информацию и показывают отличные результаты. Но секрет любой правильной методики состоит в том, что все новую информацию ребенок получает в игровой форме. Целью таких занятий становятся не столько конкретные знания, сколько сам обучающий процесс – игра и коммуникация, а результатом – развитие логики и мышления.

Стоит ли начинать обучение чтению в этот период? Несмотря на то, что техническое умение запоминать и даже складывать буквы вполне осуществимо, значительная часть таких детей сталкивается с серьезными трудностями в старшем возрасте. Связано это с тем, что умение составлять буквы плохо соотносится с самим чтением, а первые проблемы настигают ребенка уже при попытке читать небольшие тексты.

Для этого возраста предпочтительнее первое ознакомление с буквами и звуками в форме игры, но без попытки составления слов. При этом залогом дальнейшего успешного обучения станет чтение вслух родителями. Такой метод поможет заинтересовать ребенка и станет отличной подготовкой для последующего уроков самостоятельного чтения.

От 5 до 7 лет

Дети развиваются по-разному, поэтому «идеальный возраст» для начала уроков чтения может немного различаться. В среднем, наиболее эффективно начинать занятия с 6 лет – к этому времени словарный запас уже велик, к тому же ребенок прекрасно осознает цель обучения, а значит, от умения составлять буквы в слоги и слова он сможет быстро перейти к чтению предложений и небольших текстов.

Как выбрать свою методику?

В отличие от эпохи «Голубого Букваря», когда обучение было единым и универсальным, современные методики принципиально отличаются друг от друга. Какими они бывают?

  • Карточки. Одна из популярных методик предлагает знакомство ребенка сразу с целыми словами. Для этого используется система карточек с изображениями предметов и их названиями. Но этот метод имеет серьезные недостатки – дети запоминают лишь привычное изображение, но при смене шрифта или даже цвета написанных букв такое узнавание исчезает.
  • Составление слогов. Эта система призвана научить составлять слова, минуя изучение звуков и букв. Самое известное пособие – это знаменитые кубики Зайцева. Ребенок быстро осваивает слоги и учится комбинировать их. Но, несмотря на эффективность этого способа, есть в нем и существенный недостаток – дети не умеют выделять отдельные звуки, запоминая лишь основные комбинации слогов. 
  • Азбука. Классическая методика, по которой обучались мы и наши родители. Ребенок знакомится с алфавитом и учится составлять слова – от простых к сложным. Но и здесь существует определенная трудность – ведь взрослые стремятся сразу познакомить ребенка с правильным названием букв. И если этап запоминания 33 букв русского алфавита в этом возрасте проходит быстро и безболезненно, то уже на самых простых словах ребенок начинает спотыкаться. Ведь при чтении он воспроизводит не звук, а выученную букву. В результате в прочитанном «эм-а-эм-а» ученик не узнает слово «мама», а родителям приходится изворачиваться, объясняя разницу между буквой и звуком.
  • Звуки. Этот вариант является наиболее результативным, к тому же прекрасно сочетается с изучением алфавита. Разница с классическим методом состоит в запоминании не букв, а звуков. Максимальная эффективность достигается при одновременном изучении алфавита и составлении простых слов. А дополнить учебник можно магнитной азбукой, вырезанными из картона буквами или специальными карточками.

Текст: Вера Гюлер