Что чувствует ребенок? О чем он думает? Что его тревожит и волнует? Колоссальное количество вопросов! Как же попасть в таинственный внутренний мир малыша? Есть интересный и невероятно информативный способ – детский рисунок.
Наибольшую ценность несут в себе рисунки на свободную тему. Почему? Во-первых, ребенок не ограничен какими-либо рамками. Во-вторых, взрослому достаточно взять несколько творений малыша и внимательно их изучить.
Итак, в руках решительно настроенных родителей оказались детские шедевры… Первое, что нужно сделать в этом случае – остановиться, успокоиться и не спешить. Вот несколько правил, которых важно придерживаться, желая погрузиться в детские тайны:
- быть максимально беспристрастными;
- не делать однозначных выводов;
- учитывать несколько рисунков, сделанных в разные дни;
- выделять только существенные и повторяющиеся признаки;
- отложить работы и рассмотреть их повторно на следующий день.
На какие особенности следует обратить внимание, изучая детские рисунки?
-
Возраст ребенка.
Удивительно, но по детскому творчеству можно судить об интеллектуальном развитии ребенка.
Так, малышв 2-3 года старательно выводит свои первые точки, палочки, крючочки. В этом возрасте юный художник осваивает пространство листа и свои возможности в изобразительной деятельности.
К трем годам в рисунках появляются круги, а затем к ним добавляются палочки. Так на бумаге рождается первый человечек — «головоног».
Лишь к четырехлетнему возрасту рисунки становятся более осмысленными и на лист бумаги малыш начинает проецировать окружающий мир.Сначала он придумывает сюжет, а затем воплощает свои идеи в творчестве. Человечки уже обретают узнаваемые очертания, появляются мама, папа и другие значимые персонажи.
В рисунках пятилетнего ребенка человек уже имеет голову, туловище, руки, ноги, глаза. К шести-семи годам человеческий образ становится более детализированным. У него есть шея, уши, рот, пальцы и другие детали.
Именно на количество деталей, соответствующих возрасту, обращают внимание психологи при оценке умственного развития ребенка.
-
Первое впечатление.
Конечно, восприятие рисунка весьма субъективно, но общее ощущение от детской работы уловить крайне важно. Маленький человечек проецирует свое настроение, эмоциональное и физическое состояние на лист бумаги.
Присмотритесь, насколько позитивно или агрессивно изображение, вызывает ли оно чувство тревоги. Постарайтесь почувствовать, какое настроение несет рисунок – радостное, теплое, светлое или печальное, грустное, настороженное. Эти первые наблюдения дадут почву для размышлений об общем состоянии ребенка.
-
Расположение рисунка.
Оцениваяразмер и расположение рисунка относительно листа, можно сделать выводы о самооценке, возможной тревожности и эмоциональности автора.
Оптимально детский рисунок занимает 2/3 обычного альбомного листа и располагается в центре. Если изображение очень мелкое, расположено ближе к краю и на бумаге остается много свободного места, то можно предположить наличие тревожности, неуверенности, заниженной самооценки. Напротив, очень крупный рисунок, порой выходящий за пределы листа, может говорить об импульсивности и излишней эмоциональности.
-
Цвет.
Какие цвета использует малыш при рисовании – следующее, на чем необходимо остановиться. Информации о значении цветов достаточно много и на просторах интернета, и в литературе, но при рассмотрении цветовой гаммы важно:
- избегатьоднозначных трактовок (красный – это эмоциональность, импульсивность; черный — агрессивность);
- учитывать только часто повторяющиеся сочетания цветов;
- оценивать количество цветов, задействованных в работе;
- принимать во внимание ситуацию, в которой осуществлялся процесс творчества.
Обязательно обратите внимание на преобладание темных и серых оттенков.Они могут сигнализировать о депрессивных состояниях и нерешенных проблемах ребенка. Частое использование ярко-красного цвета может говорить об излишней импульсивности, либо конфликтности и агрессивности.
Использование богатой цветовой палитры, обычно 5-6 цветов, говорит о развитой эмоциональной сфере маленького художника. Если оттенков значительно больше и рисунок пестрит красками, можно заподозрить эмоциональность и излишнюю чувствительность. Ребенок, использующий минимальное количество красок, 1-2 цвета, может бытьчем-то подавлен, либо встревожен.
Преобладание ярких, красочных оттенков поведает о хорошем настроении и уверенности автора.Такие цвета подчеркивают важные для ребенка детали и самых близких персонажей.
-
Линии и контуры.
Отдельного внимания заслуживают линии и контуры, которыми выполнен рисунок. Сильный нажим при рисовании указывает на психомоторный тонус. Слабые, тонкие линии говорят о робости, пассивности, астеническом состоянии. Частые стирания и попытки переделать что-то в работе могут быть проявлением повышенной тревожности, неуверенности. Очень жирный контур с продавливанием – явный признак импульсивности, напряжения и, возможно, агрессивности.
-
Беседа.
Еще больше информации можно получить, побеседовав с ребенком по его творческой работе. В большинстве своем малыши идентифицируют себя с одним из персонажей. Задавая простые вопросы, вы можете подтвердить, либо опровергнуть свои опасения и гипотезы. Вопросы могут быть следующими:
- Кого или что нарисовал ребенок?
- Где и с кем живет персонаж?
- Есть ли у него семья?
- Чем он питается и как добывает себе еду?
- С кем дружит герой рисунка?
- Чего он боится?
- Что делают изображенные персонажи?
Разговор необходимо построить в виде диалога, в доброжелательной, а лучше, в игровой, форме.
При внимательном рассмотрении детский рисунок может поведать о тайных переживаниях и внутренних состояниях ребенка. Еще в древности восточные мудрецы говорили: «Один рисунок стоит тысячи слов». Самое важное при попытках расшифровать творения малыша, быть аккуратным и не допускать любых однозначных выводов. Всегда помнить, что любой детский шедевр достоин признания и похвалы, а выводы — это сугубо родительское достояние и повод для размышлений.