Школьная отметка — это просто число, поставленное учителем. Сам процесс оценивания — сложное взаимодействие ученика и учителя. Первый проделывает большую работу, чтобы получить отметку; второй использует систему педагогических знаний и предъявляет педагогические требования.
В этом взаимодействии тщательная систематическая подготовка, уровень IQ ученика; объективность, педагогический такт, индивидуальный подход учителя. В сознании многих поколений сложился такой стереотип.
Но как воспринимают отметку в разных странах мира. Как оценивают первоклассников.
Система оценивания первоклассников в разных странах: США
В общеобразовательных школах всего мира существует большое количество шкал оценивания знаний. Используются цифровые и буквенные обозначения, бальная система.Например, в США отметки обозначаются буквами:
- А – «Отлично».
- В – «Хорошо».
- С – «Удовлетворительно»
- D – «Слабо».
- F – «Неудовлетворительно».
В каждой американской школе есть сайт, где в электронном кабинете хранится информация об успеваемости детей. Доступ к ней имеют учителя, каждый ученик отдельно и его родители. Никто никого не ругает за плохо или хорошо выполненную учебную функцию, никаких соревнований нет.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Финляндия
Финские учителя не ставят отметки ученикам до достижения двенадцатилетнего возраста. Хотя родители два раза в год получают отчет об их учебной деятельности.
Что же делают финские педагоги? Каким образом все же оценивают возможности детей?
Все банально просто:в начальной школе они учат их оценивать себя, свой интеллектуальный уровень, понимать слабые и сильные черты характера.
В финской школе каждый учитель – не только специалист своего предмета, но и психолог высокого уровня.
Только после пройденного этапа оценки своих возможностей, дети в 6 классе получают баллы – от 4 до 10 (нулевой оценки нет!!!).
Система оценивания первоклассников в разных странах: Норвегия
В Норвегии отметки дети не получают до восьмого класса. В школу идут в 6 лет. Длительность обучения – 13 лет. Система оценивания направлена на мотивацию детей к взаимодействию друг с другом: работа в команде и принятие решений. Это немаловажный фактор для общего развития первоклассника.
Такой подход к обучению обеспечивает получение конкретного объёма знаний, а не оценки. Для того чтобы определить уровень знаний детей начальной школы, собирается специальная комиссия.
В ее склад входят специалисты с различных областей школьной науки. Именно они и подтверждают надлежащий уровень или неуспеваемость, о котором сообщается родителям на собрании.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Япония
Дети в Японии идут в школу в шестилетнем возрасте весной, когда зацветает сакура. Японцы считают, что такой порядок обусловлен тем, что в весеннее время природа пробуждается и начинает новую жизнь. Поэтому и маленькие ребятишки должны начинать обучение в это время. Период начальной школы длится 6 лет, а средней – только 3. В Японии вообще не существует традиционной системы оценивания.
Учитель оценивает уровень готовности к уроку красным кружком, которым обводит выполненное задание. Но периодически по всем предметам ученики проходят тестирование по 100-бальной шкале. В конце года получают табель не с оценками, а со словами — «хорошо», «постарайся еще»», «очень хорошо». Так учителя комментируют уровень развития ребенка, не оказывая никакого морального давления на него.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Франция
Во Франции действует бальная система оценивания. Наивысший бал – 20. Хотя, как утверждают французские ученики, ее может получить только Господь.Каждый семестр учеников оценивают по всем предметам и высылают результаты (табель успеваемости) родителям на электронную почту. Многие педагоги проводят сравнительный анализ успеваемости семестров.
Также к табелю прилагается психологическая характеристика ученика (поведение, навыки).
Если выше упомянутые развитые страны уже прошли путь реформирования образования и теперь успешно применяют концепции индивидуальных образовательных программ, вместо традиционных уроков — всестороннее исследование тем, приобретение навыков критического и креативного мышления, получения знаний на протяжении всей жизни в любом месте, в любое время, в любой форме.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Украина
18 августа 2016 во время педагогической конференции министр образования и науки Украины Л. Гриневич представила концепцию «Новой украинской школы». До этого применялась 12-бальная система оценивания. Она стала интересной для школьников, специалисты нашли варианты для ее замены, разработав Концепцию.
За основу взяли корейскую методику, которая успешно реализуется уже в 80 странах мира. В соответствии с новой методикой оценки в первом классе не выставляются. Дети их будут получать только с четвертого класса.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Россия
В России учениками дети становятся в 6-8 лет. Учатся в начальной школе четыре года.
Главная задача учителей – это предоставление детям базового объема знаний с основных предметов и развитие навыков, необходимых для применения в повседневной жизни. Система оценивания – пятибалльная, которая была установлена Министерством народного просвещения еще в 1837 году. Хотя интересным является факт, что ещё в XVIII веке во многих духовных академиях использовался слово «Учение» и его характеристика:
- изрядное, надёжное, похвальное;
- посредственное, мерное;
- слабое и ленивое.
Относительно выставления оценок в первом классе мнения педагогов и родителей расходятся. Если спросить любого ребенка, который приходит в школу, хочет ли он получать отметки. Он скажет – да. Это очень большая мотивация для первоклассника. Так думают и родители.
Сегодня текущие отметки в первом классе дети не получают, им выставляют только итоговые.
Получается. что российская система оценивания не меняется уже много поколений. Стабильность — показатель эффективности.
Хотя. Кое-какие изменения все-таки есть. Сравните табели успеваемости: сорок лет назад и сейчас.
Табель 1987 года
Современный табель отметок