Как справиться с детскими капризами?


Сб, 22 фев 2014

Стоическому терпению самых лучших на свете родителей приходит конец, когда дорогое чадо непрерывно капризничает, и ни конца, ни края этому не видно. Детские психологи выделяют возраст между полутора и тремя годами как самый «взрывоопасный» и успокаивают уставших мам и пап, что у детей старшего возраста, у которых нет заболеваний нервной системы, частота истерик резко падает. Означает ли, что капризы надо просто списать на возрастные психофизические особенности и терпеливо ждать, когда они закончатся? Вовсе нет!

Чаще всего ребенок закатывает истерики определенным членам семьи или в определенных ситуациях. Если проанализировать его поступки и реагировать определенным образом, можно увеличить долю столь желанной тишины в семейных отношениях.

Во-первых, необходимо понять, что в голове у вашего чада. Маленькие дети до 3 лет не осознают свое эмоциональное состояние и не могут выделить причину его возникновения. Их эмоциональная палитра отличается полярностью «люблю – не люблю» без каких-либо сложных полутонов. По этой причине они легко переключают свое внимание с одного предмета на другой, и в ситуации, когда разразилась истерика, их можно отвлечь, предложив какой-то другой объект для игры.

Очень часто истерика — это повод привлечь ваше внимание и манипуляция с целью удержать его как можно дольше. Если ребенок перед тем как начать капризничать терпеливо ждал, пока вы освободитесь, то, быть может, корни его протеста растут из вашей вечной занятости?

Но и у чрезмерно чадолюбивых родителей возникают аналогичные проблемы с непослушными детьми. Как же справиться с ситуацией, если вы все делаете для ребенка, а ему всегдао мало?

  • Не пытайтесь решить проблему во время истерики. Напротив, постарайтесь проигнорировать провокацию — выйдите из помещения, если «концерт» случился дома, или молча, не вступая в дискуссию, уведите ребенка из людного места, лишив его зрителей. Не реагируйте на советы доброхотов.
  • Будьте непреклонны в своей позиции, если требования ребенка несуразны или вредны для него. Не пытайтесь задобрить малыша подарком, как бы он ни кричал и ни плакал. Держите его в поле зрения, но продолжайте заниматься своими делами.
  • После того как пик истерики миновал, твердо и прямо объясните своему чаду, почему его требования не могут быть выполнены. Четко определите разрешенные и запрещенные вещи и строго придерживайтесь своих требований. Не просите ребенка просто «хорошо себя вести», объясните ему, какие действия вызывают нарекания и почему.
  • Поощряйте хорошее поведения лаской и похвалой! Положительные реакции должны быть закреплены. Но избегайте прямого «подкупа» подарками — это опасный путь.
  • Подумайте, не вызвано ли плохое поведение усталостью или голодом. Не провоцируйте подобные ситуации: например, не торопите уставшего малыша во время утомительного похода по магазинам и т.п.
  • Приучите детей извиняться за конкретные проступки. Помогите им понять, что именно вызвало ваше неодобрение.

Текст: Татьяна Исаева



Так же узнайте...