Не такие, как все

Автор: | 20.03.2014

Не такие, как все

Если внимательно понаблюдать за отношениями детей в классе, можно заметить удивительную вещь. Один ребенок, обладая заметным физическим недостатком – например, заиканием или сильной близорукостью, обладает удивительной способностью – делать его совершенно незначимым даже незаметным для сверстников. А другой человечек страдает от сущих пустяков – рыжих волос или забавных конопушек. Почему так происходит и можем ли мы воспитать в наших детях уверенность в себе и умение жить в гармонии с тем, что принято считать дефектами?

Не только можем, но и должны. То, как сложится дальнейшая социализация ребенка, отличающегося от других, зависит не столько от окружающей среды, сколько от его родителей.

Правило первое: не так плох сам недостаток, как отношение к нему. Лишний вес, очки с толстыми линзами, ортопедическая обувь и могут, и будут привлекать внимание. Но среди детей этот интерес не несет никакого отрицательного смысла. Возможность резкой смены вектора такой заинтересованности зависит лишь от отношения к своему недостатку у самого обладателя. Самое страшное, что жалость к себе и недовольство своей внешность и самим собой воспитывают в детях только родители. Страх перед насмешками других детей, горечь за своего ребенка – все эти переживания идут из мира взрослых людей. А значит, наша задача – не дать своим страхам перейти в мир маленьких людей.

Помните, что страхи живут именно в вашей голове, выпустить их наружу (словами, делами или поступками) – значит, наделить их силой.

Правило второе: важно научиться принимать и любить себя. Дети большие интуиты, их невозможно обмануть, притворившись «своим парнем» — чужую неискренность они распознают мгновенно. И первое, что они замечают в новичке – это любовь к себе и благодушие к окружающим. Ведь одно без другого просто невозможно. Ни один младенец не рождается в дисгармонии с самим собой, это противоречит самой природе. Этот баланс нарушаем мы, взрослые, своим отношением. Следствий неприятия недостатка своего ребенка может быть несколько:

  • жалость,
  • обида,
  • стыд,
  • разочарование.

Но каждое из них действует на личность ребенка губительно. Поэтому только от родителей зависит, будет ли ребенок любим, счастлив и гармоничен, или же пронесет через всю жизнь следы обиды и неуверенность в себе. Как бы глубоко в себе не таили мы неприятие недостатков собственного ребенка, оно будет продолжать управлять нашим поведением.

Любите своего ребенка именно таким, не вопреки, а вместе с его дефектом.

Правило третье: молчание оставляет место для догадок. Недостаток информации разогревает жгучий интерес и провоцирует. При этом дети быстро складывают оружие перед правдивым и исчерпывающим ответом. Поэтому промолчать, затаив обиду, услышав дразнилку про очкарика или водолаза – не самый лучший способ влиться в коллектив. Еще хуже – проявить в ответ агрессию. Важно научить ребенка отражать атаки любопытных спокойным и кратким ответом: «я ношу очки, потому что у меня плохое зрение».

Реагируйте позитивно на вопросы своего ребенка о причинах его отличия от других. Научите его давать исчерпывающий ответ на подобные вопросы от сверстников.

Правило четвертое: не усугубляйте проблему. Дочь начала набирать вес, при этом совершенно не желает ограничивать себе в сладком? Вполне предсказуемо, что первой реакцией родителей будет критика. Но вкусовые пристрастия и цели с возрастом изменятся, лишние килограммы уйдут, а комплексы останутся навсегда. Стыдить, упрекать внешним видом, а главное – ставить в пример других детей – не только недейственный, но и опасный способ.

То, что вы кажетесь себе идеальным, не означает, что ваш ребенок должен строго соответствовать вашим высоким стандартам.

Доверие к собственному ребенку – этот тот стержень, который будет поддерживать его всю жизнь. Принимать его всей душой, любить, а не жалеть, разговаривать, а не молчать, поддерживать, а не критиковать – эти простые принципы помогают достичь самых лучших результатов.

Текст: Вера Гюлер