Утерянные традиции и забытая культура — иногда это страшно

Автор: | 01.01.2019

Утерянные традиции и забытая культура - иногда это страшно

Наши предки жили в мире отличном от современного. Дело не в компьютерах или мобильных телефонах, не в быстром интернете или иных благах цивилизации. Сам мир, в их сознании, был совершенно иным. По сохранившимся до наших дней источникам, мы по крупицам собираем утерянные культурные слои тысячелетней давности. Поклонение животным или растениям, погодным явлениям или людям наделенным божественной силой. Это наша история, истоки традиций и поведенческих моделей.

Мы инстинктивно боимся неизвестности, придаем ей мистическую составляющую. Вспомните, когда в детстве, после просмотра «ужастика», было страшно выключать свет. Или силуэты в темноте, которые рисовало наше испуганное сознание. Что-то похожее испытывали наши предки, наблюдая за природными явлениями.

Удары молнии или раскаты грома, цветение растений или их увядание, всему этому пытались найти объяснение. Этим объяснением стали духи и боги, во власти которых была сама жизнь и смерть. Они обладали разумом и характером, а значит могли быть благосклонными или, напротив, рассерженными. Но как задобрить существо от которого зависит твое существование? Так же, как и человека – дарами. Так возникли попытки склонить на свою сторону духов в надежде на хорошую погоду, обильные дожди и урожаи.

Человеческие жертвоприношения

До своего исчезновения, ацтеки были довольно развитой культурой. Жили они на территории современной Мексики и прославились не столько пирамидами и календарями конца света, сколько весьма экстравагантными жертвоприношениями.

Стоит уточнить, ацтеки не знали, что такое ренессанс и не пользовались достижениями французской революции. Им были чужды концепция природных прав и понятие «ценность жизни».

Все что они делали умещалось в логику их жизни и было совершенно нормальным.А быть жертвой – это честь, ведь она является воплощением божества.

Богиня маиса

Основа жизни ацтеков – это земледелие. От хорошего урожая зависит выживание целого города, а значит высокий урожай нужно обеспечить любой ценой. Чаще всего почетными жертвами становились рабы, захваченные в других поселениях. Для ритуалов использовали и взрослых, и детей.

Так, для сентябрьского праздника в честь богини маиса (родственник кукурузы), ацтеки выбирали молодую девочку не старше 14 лет.  Для обряда подходила не любая, а только красивейшая жертва.

Одежду ребенка украшали тематическими предметами: надевали украшения из маиса, водружали митру и крепили зеленое перо. Все проделывалось с единственной целью: предать жертве облик богини. В таком обличье ее водили по домам, где юная особа исполняла обрядовый танец. Вечером того же дня, жители города собирались в храме, где начиналасьпервая часть ритуала.

В храме располагались покои богини маиса, которые, в эти дни, были щедро украшены. Жители подносили семена и початки освоенных сельскохозяйственных культур. Под неутихающую музыку, в храме появлялась колонна жрецов, в центре которой шла божественная жертва.

Девочка становилась на носилки, наполненные семенами и початками, после чего к ней подходил верховный жрец. Первым взмахом ритуального серпа с головы девочки срезались локон волос и перо. Эти дары подносились к статуе и,в молитве, возносились с благодарностью за хороший урожай. В концеритуала девочка сходила с носилок и могла отдохнуть.

Утром ритуал продолжился. Жертва, олицетворяющая богиню маиса, снова становилась на носилки. Под ритуальные песни и музыку, колонна шла в святилище бога «Уицилопочтли» и возвращалась в покои богини маиса. Ребенок сходил с носилок на застланный овощами и злаковыми пол. После этого, в покои по одному заходили все жители города. Ритуал начинали старейшины, подносившие в качестве дара блюдца с собственной засохшей кровью. Каждый из входивших в покои выражал к олицетворению божества уважение и садился на корточки (аналог преклонения колена).

По окончанию ритуала, жители расходились по домам, где могли отдохнуть перед продолжением обряда. К вечеру наступала заключительная фаза празднования. Воплощение богини окуривали благовониями, укладывали спиной на устеленный семенами пол и отрезали голову. Хлынувшую из раны кровь набирали в чашу и окропляли ею подношения, статую богини, стены и пол ее покоев. Один из жрецов сдирал кожу с тела ребенка и натягивал на себя. Вместе с кожей использовались и ее украшения. Начинался завершающий ритуальный танец, во главе которого был обтянутый детской кожей жрец.

Бог мужской красоты и плодородия

 Не менее кровавым был ритуал, посвященный мужскому началу и плодородию. Среди пленников выбирали самого молодого и красивого парня. Обычно, на эту роль выбирали воина из захваченного племени. При выборе жертвы руководствовались отсутствием дефектов (шрамов, отметин, травм) и представлением о мужской красоте. Будучи олицетворением божества, к парню относились соответственно. Целый год ему была доступна лучшая еда, он всегда был в окружении охраны. В это время жертву обучали манерам, языку и игре на музыкальных инструментах. За четыре месяца до ритуала, в его распоряжение отдавали четырех женщин.

Жертвоприношение происходило на вершине одной из пирамид. На алтаре бедолаге вскрывали грудную клетку и вырезали еще бьющееся сердце. Бездыханное тело скидывали толпе, где каждый старался отведать часть божественной плоти. В это время жрец поливал себя оставшейся в сердце кровью и съедал его.

Несмотря на кажущуюся дикость, подобные ритуалы проводились до XVI века, вплоть до вторжения конкистадоров. Впрочем, не только ацтеки славились принесением в жертву людей. На протяжении долгого времени в Индии божественный пантеон почитали подобным образом. До насаждения христианства, кровавые празднования были популярны в Риме и Греции. Одурманенные служители культов срезали части своего тела и кидали их разгоряченной толпе. По верованиям, поймать кусок уха или носа фанатика – это к удаче.Но в наше время, по религиозным традициям, верующие вкушают кровь и плоть своего бога.

Но это уже другая история…