Синдром правильного человека: почему не стоит полагаться на систему образования? Так ли хорошо быть отличником и всё делать правильно

Автор: | 03.04.2018

Синдром правильного человека: почему не стоит полагаться на систему образования? Так ли хорошо быть отличником и всё делать правильно

Когда смотришь на то, как умные и талантливые дети надрываются в школе, сутками сидят за учебниками, вечно что-то читают и пишут, пока их сверстники отдыхают и развлекаются, становится немножко обидно и печально.

Эх, знали бы эти ребята, какое будущее ждёт большинство из них.

Рабочие лошадки

 А большинство из них будут рабочими лошадками. Везде нужны исполнительные сотрудники, готовые годами вкалывать за копейки только потому, что так надо. Ну как можно выполнять свою работу плохо? Начальству не понравится. Карьерного роста не будет.

 А как же больно тому отличнику, который узнаёт, что его бывший одноклассник-троечник уже давно купил себе квартиру, машину и укатил с женой в очередной отпуск на Лазурный берег.

 Что за несправедливость? Почему одни пашут и пашут, а другие получают желанные блага жизни быстрее и легче, чем остальные? А очень просто. Успешные люди не следуют правилам на 100%. Тем правилам, которым учат в каждой школе и в каждом университете.

 Какие люди нужны государству и обществу в избытке? Учителя, врачи, инженеры, строители и другие работники, которые выполняют важные социальные функции. Желательно, чтобы они несли службу за небольшие деньги, потому что бюджет не резиновый. И важно, чтобы у них не было альтернативы. Если все вдруг станут свободными и начнут заниматься тем, что им действительно нравится, то в обществе образуется дефицит людей, готовых выполнять самую грязную, неблагодарную или просто дешёвую работу. А работ таких немало.

 Однако умные и талантливые должны думать, что их ценят, а не просто используют. Как это сделать? Создать иллюзию их исключительности, незаменимости. И это начинается ещё со школьной парты.

 Шкала оценок

В точности выполняешь все домашние задания, которые дал учитель – получаешь высокую оценку. Отказываешься что-то делать или допускаешь ошибки – получаешь низкую оценку. Выходит, хорошим и успешным ребёнком является тот, который делает, что ему говорят, и так, как ему говорят. Первый шаг в воспитании послушного, исполнительного и трудолюбивого человечка сделан.

 Далее устраиваются всякие олимпиады, конкурсы, победы в которых позволяют получить всякие льготы при поступлении в университет. И детки стараются, зубрят ночами материал, забивают на отдых и общение с родителями, друзьями. Приходит ли им в голову, что на бюджетное отделение престижного университета можно поступить и без выигрыша в олимпиаде? Затратив меньшее количество усилий? Но как же. Надо быть лучше всех! И не важно, какой ценой.

 В университете продолжается та же история, что и в школе. Разве что предметы становятся посерьёзнее, а преподаватели носят костюмы поприличнее. Но суть не меняется. Слушаешь лекцию, записываешь её в конспект, воспроизводишь на семинаре и на экзамене. Набиваешь голову тоннами информации, которая якобы делает из тебя профессионала.

 Получаешь заветный диплом и приступаешь к работе. Не важно, остались ли знания из университета в голове, большинство сотрудников быстро вливаются в рабочий ритм. Многие даже недоумевают, зачем вообще нужно было столько лет учиться. Ведь отвечать на телефонные звонки, заполнять типовые бумажки и организовывать мелкие мероприятия могут почти все.

 В ловушке…

 Вчерашние отличники начинают чувствовать себя в ловушке. Знания есть, способности есть, амбиции ого-го, вот только реализовать их невозможно. До начальника ещё дорасти нужно, а на низких должностях приходится заниматься всякой ерундой, да ещё и за копейки. И стоило ли так надрываться на учёбе?

 Не стоило. Школа и университет никогда не дадут тех знаний и навыков, которые действительно полезны в жизни и необходимы для зарабатывания денег. Зачем им это? Просто подумайте. 

Почему двоечники могут стать успешными?

 Часто официальное образование скорее вредит человеку, чем помогает. Ведь мозг тоже имеет границы. Он не может поглощать бесполезную информацию тоннами и при этом продолжать нормально функционировать. Кроме того, мозгу постоянно нужно получать подтверждение фактов, реализовывать знания на практике. Например, прочитал человек в книге рецепт омлета. И это блюдо нужно приготовить как можно скорее. Иначе новый рецепт – хлам для мозга.

 Однако в университете практика отсутствует. Или она чисто номинальная. Мозг всё пичкают и пичкают теориями, определениями, инструкциями. А толку?

 Лучше сразу пустить в ход одну работающую схему, чем знать в теории, что существуют десятки классных решений.

 К сожалению, после окончания университета отличник не получает нужного опыта и на работе. Да, в его трудовой книжке остаются записи, что он где-то там трудился. Значит, что-то знает. Но это слишком узкий опыт. Он относится к конкретной должности. И приходится каждый раз как будто начинать всё по-новому.

 Как человек может стать свободным, научиться зарабатывать деньги и жить в своё удовольствие?

Методом проб и ошибок, с помощью постоянной практики. Чем раньше он начнёт работать на себя, за деньги (а не за идею или за якобы светлое будущее), тем лучше. Если не хватает каких-то знаний, нужно заводить знакомства со специалистами, общаться с ними, читать профессиональную литературу, посещать курсы, семинары. Получать образование, но не для корочки, а для конкретной работы. Концентрироваться нужно не на всём подряд, чтобы получить высокие оценки и красный диплом, а только на необходимой информации.

 И, конечно, не стоит быть слишком правильным. Правильные люди приносят огромную пользу обществу, своим учителям и работодателям. Однако они редко бывают довольны собственной жизнью.